А нам все равно?..

Елена Гребенщикова, “Моряк Украины”, Одесса, июнь, 2008

Европейская экологическая общественность уже второй раз за последние 3 года называет Украину не просто одной из самых грязных стран, но страной, где экологическая демократия находится на низшем уровне своего развития.

Народ и завод
На минувшей неделе в Риге завершилась третья встреча Сторон Орхусской конвенции. Конвенции, которую бывший Генсек ООН Кофи Аннан назвал «самой амбициозной в истории ООН». Созданная в 1998 году в городе Орхус в Дании, конвенция стала одним из важнейших юридических документов в современной Европе, т.к. предусматривает права граждан на доступ к экологической информации, участие общественности в принятии решений и правосудии по вопросам, касающимся окружающей среды. Проще говоря, любой житель Лузановки и Пересыпи, например, имеет право получить полную и правдивую информацию о том, какой экологический вред будет нанесен городу в результате строительства на территории бывшего завода «Одессельмаш» контейнерного терминала. И, в случае чего, потребовать свернуть строительство. Документ действует под эгидой Европейской экономической комиссии ООН (ЕЭК ООН). У Орхусской конвенции 41 сторона, включая страны ЕС. И еще одно: вступление в ЕС невозможно без несоблюдения условий данного документа.

Третья встреча Сторон, прошедшая в Риге, собрала свыше 400 участников из более чем 40 стран – представители министерств окружающей среды, лидеры экологических общественных организаций и иные заинтересованные лица. Обсудили опыт первых десяти лет конвенции, таким образом отпраздновав этот скромный юбилей. Подписали Рижскую декларацию, согласовали стратегический план развития Конвенции, который, в частности, предусматривает упрощение доступа к правосудию засчет увеличения финансирования необходимых для этого программ; создали специальную группу экспертов по вопросам гражданского участия в процессе принятия решений. В общем, так или иначе собравшиеся назвали форум «достаточно успешным», даже несмотря на некоторые очевидные провалы: например, предложение Норвегии об упрощении доступа общественности к экологической информации, которой владеют частные компании, натолкнулось на вето Евросоюза. Наконец, решили, что следующая встреча Сторон состоится в 2011 году в Молдове.

Ну а главным героем – или все-таки антигероем? – встречи нынешней стала наша страна. От первого до последнего дня обсуждалось стабильное несоблюдение Украиной условий Орхусской конвенции. Недовольство Международного экспертного Комитета по соблюдению конвенции было отражено в обращении Украинского Хельсинского союза к участникам встречи: «Мы обеспокоены тем, что нарушение экологических прав граждан в Украине носит постоянный характер. Среди главных причин этого – низкая приоритетность экологической политики, дефицит политической воли, коррупция и кризис в системе госуправления, несоответствие многих нормативно-правовых актов Украины международным стандартам – в том числе стандартам Орхусской конвенции – и неудовлетворительная практика правоприменения».

Мы и Туркменистан
Ситуация усугубляется тем, что специальный Комитет по соблюдению выносит так называемое «Решение о несоблюдении Орхусской конвенции» Украине уже во второй раз – впервые это произошло три года назад на Второй встрече Сторон в Алмате. Поскольку с тех пор ситуация не изменилась, сейчас Украине сделали предупреждение, которое в народе называют «последним китайским» – с конкретными сроками проведения «работы над ошибками». То есть, если наше Минприроды не подготовит до 1 января 2009 года реальный, официально утвержденный стратегический план исполнения «Решения о несоблюдении», которое было вынесено в 2005 году, то предупреждение вступит в силу с 1 июня 2009 года. Следующая санкция, в случае невыполнения действующих решений – приостановление членства в Конвенции, лишение прав и привилегий. Это станет признанием того, что Украина не только нарушила Конвенцию, но и после решения о несоблюдении не приняла соответствующих мер к его выполнению.

Три дня, на протяжении которых длилась «Орхусская встреча», Комитет по соблюдению ждал адекватного ответа от представителей украинского Министерства экологии (Минприроды). «Поначалу представители украинского министерства демонстрировали полное непонимание и процесса, и своей собственной ответственности за соблюдение международных соглашений, и важности нынешнего решения для репутации страны, - рассказывает Тамара Малькова, глава организации «Зеленое досье». – Что, в общем-то, неудивительно: после встречи в Алмате в 2005 году, на которую официальные представители Украины просто не явились, информация о встрече никак не афишировалась».

В последний день проведения встречи в Ригу приехал министр экологии Украины Георгий Филипчук. На заседании высшего уровня он был не просто недоволен согласованным уже со всеми сторонами документом. Он требовал его замены, отмены «обидного» термина «предупреждение» и т.п. «Такие нападки на нас происходят в течение последних четырех месяцев практически на каждом международном мероприятии!» - обижался министр.

«Действительно, недавно встреча сторон другой конвенции, Эспо, так же решила, что Украина не выполняет ее требований, - говорит Тамара Малькова. – Даже беря во внимание постоянные изменения в министерстве, можно проследить уверенную тенденцию невыполнения Украиной своих обещаний относительно защиты окружающей среды и развития экологической демократии».

В итоге, Комитет по соблюдению так и не поверил специалистам украинского министерства, что представленный ими плохо переведенный на английский язык документ будет утвержден и поддержан Кабмином как официальный стратегический план устранения всех наших «орхусских недостатков», и все-таки принял то самое решение, какое пытался вынести еще несколько месяцев назад – Решение о несоблюдении.

Вывод Комитета – окончательный. Сейчас предупреждение будет выслано правительству Украины, к документу будет добавлен график отчетности нашей страны об исправлении ситуации. К слову, это – предпоследняя по жесткости мера перед приостановлением членства в Конвенции, «желтая карточка», и в дипломатической практике встречается чрезвычайно редко. В подобной ситуации, помимо Украины – только Туркменистан.
Другие страны, на которые поступали подобные заявления, своевременно приняли необходимые меры и исправили ситуацию.

Строго после грома
Как известно, в нашей стране часто происходит то, что называется «подписали, не читая». Так в 1999 году мы ратифицировали Орхусскую конвенцию: краем уха слышав о том, что это, дескать, демократично, дает разные привилегии, к тому же в Евросоюз без нее никак. Ну, ладно, решили, если никак, то почему бы не подписать. А уже через несколько лет начались проблемы. Оказывается, этот документ – из тех, что надо не просто подписать, но и исполнять.
Оказывается, согласно тексту документа, государство должно заботиться о получении его гражданами обновленной экологической информации. Поскольку большая часть этой важной информации находится в частной сфере, правительство должно разработать механизмы для сбора таких данных. Конвенция обязывает страны делать непосредственно доступными для общества наиболее важные категории экологической информации. Например, активно публиковать отчеты про состояние окружающей среды, тексты законов, которые касаются окружающей среды, а так же стратегии, планы и программы. Кроме этого, как уже было сказано, Орхусская конвенция дает право любому заинтересованному лицу получить информацию о состоянии окружающей среды, без пояснения причин своей заинтересованности. С этой целью страны должны следить за тем, чтобы госорганы четко показывали, какими видами информации они владеют и какова процедура ее получения. И наконец, ясно, что экологическая грамотность населения в большинстве стран не так велика, как хотелось бы экспертам из ООН. Для этого в государствах, ратифицировавших Орхусскую конвенцию, создаются специальные группы, ответственные за экологический ликбез граждан. Стоит ли говорить о том, что в нашей стране ничего подобного не происходит.

По сути, Орхусская конвенция говорит о том, что ни одно решение, которое может повлиять на состояние окружающей среды, не может приниматься без участия общественности. Для этого в Украине необходимо внести изменения в десятки законов, сотни подзаконных актов и тысячи должностных инструкций. Серьезная работа за почти 10 лет с момента ратификации – еще и не начиналась. Зато власть значительно продвинулась в изобретении способов, как не раскрывать информацию. Любой бумажке сегодня может быть присвоен гриф «Для служебного пользования». У многих еще на слуху зимний скандал в Минприроды, когда на свет божий был вынесен документ, подписанный экс-министром Сергеем Поляковым, где был интересный список, касающийся засекреченной информации. Согласно ему, граждане Украины не имеют права знать о: результатах ревизий ведомств, организаций и предприятий, находящихся в сфере управления Минприроды; материалах, направленных по результатам этих ревизий в правоохранительные органы; проблемах, возникающих на реках, по которым проходят границы с другими государствами; вопросах, касающихся биологически активных, отравляющих и инфекционных веществ; результатах государственных экологических экспертиз и др. Другими словами, информация о каком-нибудь «мини-Чернобыле» в виде несанкционированной свалки химических отходов, общественности недоступна. Ну, чтобы лишний раз не расстраивать нас…Кроме этого, в этом же документе территориальным органам Минприроды разрешается составлять собственные списки закрытой информации. При этом никакие ограничения при составлении этих списков на региональные отделения не накладываются – можно засекретить все, что душа пожелает.

О результатах того громкого разбирательства в Минприроды точных данных нет. Однако, судя по результатам встречи Сторон Орхусской конвенции – в нашей стране все еще «не очень» с экологической демократией. «Правды последствий недостаточно, необходима правда причин», - говорят активисты Экологического движения. Но у нас-то, как известно, другое правило: мы крестимся строго после грома.

Оставить комментарий

Вы должны войти, чтобы оставить комментарий.